YogaLight: занятия йогой Харьков

(057)781-65-50 (068)605-83-92 (057)756-68-06 (093)025-66-93

Вернуться

Йога в лицах: Линия Лахири Махасайа

Лахири Махасайя

Родился Лахири в 1828 году, родители назвали его Шьямом Чараном Лахири. Позже он получил имя Махасайя, что означает – обладатель великого ума. Лахири Махасайя обучался у Бабаджи, аватара Шивы, и был учителем Шри Юктешвара, который в свою очередь обучал Парамахансу Йогананду. Он принял посвящение в крийя йогу от Махааватара Бабаджи. Бабаджи дал задание ученику посвящать в древнюю практику крийя йоги всех, кто искренне стремиться к просветлению. Более подробно о жизни и деяниях Лахари Махасайи можно прочитать в книге Парамахансы Йогананды «Автобиографи Йога». Кроме того, что Лахири был высокодуховным человеком, он был деловым человеком и прекрасным семьянином. Он верил, что его миссия заключается в том, чтобы знакомить людей с йогой, которая не нарушает гармонии между мирскими и духовными ценностями. Позднее он получил титул Йогаватар, что значит «воплощение йоги».

Работал Лахири Махасайя клерком, позднее стал начальником департамента общественных работ. На работе все говорили на него "Пагла Бабу", в буквальном переводе - "чокнутый офицер". Если поведение человека не соответствует нашим представлениям о «нормальном» поведении, мы смело вешаем на его ярлык сумасшедшего и ненормального. Поведение Лахири Махасайи было непонятным мирскому уму, поскольку он, преодолев все привязанности, начал вести Лилу (Божественную Игру).

Лахири был Дживанмуктой, то есть человеком, который достиг Просветления, оставаясь при этом в своем теле. Поступки такого существа, на первый взгляд, кажутся лишенными всяческого смысла, но в них есть Божественная логика, которая отлична от логики сансарного, обусловленного ума. Иногда такая личность кажется примитивной, как ребенок, который слишком мал, чтобы делать умозаключения. Иногда его поступки напоминают действия безумца, но в его безумии есть система. Ни одно его действие не будет противоречить духу Священных Писаний. Такому существу всегда присуще чувство божественной ответственности, которое превосходит чувства обычных людей, которые направлены на удовлетворение сиюминутных желаний.

Однажды к Лахири Махасайе приехал один из его, который был фотографом по профессии. Другой ученик Лахири попросил сделать фотографию Гуруджи, поскольку не было ни одной фотографии их учителя. К просьбе одного ученика присоединились и другие.

Фотограф все подготовил, сделал снимок и пошел проявлять пленку. Странно, но на пленке были все ученики, а вот Лахири Махасайи, который сидел в центре на момент фотографирования, не было. Фотоапарат работал нормально, да и ученики получились отлично.

Растерянный ученик-фотограф поспешил к учителю, чтобы прояснить загадочную ситуацию. Лахири только улыбнулся и, после долгих уговоров, разрешил себя сфотографировать (обычно он запрещал фотографировать себя). Это – единственная фотография Лахири Махасайи, если не считать еще один снимок в детском возрасте.

Было еще много попыток сфотографировать Лахири без просьбы, но во всех случаях его изображения не оказывалось на пленке. Причин такого странного феномена может быть несколько. Опытный йогин может окутать свое тело непроницаемой завесой, которая будет защищать его от фотографирования, или даже не позволит другим видеть и слышать его.

Для йога вопрос существования или отсутствия тела не слишком важен. В таком состоянии сознания йогины часто демонстрируют одновременное присутствие как в теле, так и вне его. Этот феномен хорошо иллюстрирует один случай. В Японии тонул корабль, на нем находился Лахири Махасайя, а другое его тело тем временем было в Бенаресе и общалось с учениками. Единственная фотография, которая была сделана с разрешения Лахири насыщена вибрациями чистого Сознания. Если человек преисполнен веры и преданности, то он легко сможет получить благословение и милость Лахири, просто помедитировав над фотографией.

У Лахири Махасайи был тесть по имени Дэванараян Саньял. Он был очень набожным, хотя и не получал ни от кого инициаций. Обычно Дэванараян поклонялся Шиве и посещал храм Вишванатха. Он не принадлежал ни к одной йогической традиции, но строго соблюдал обряды согласно семейным традициям. Он любил Лахири Махасайю как мужа своей дочери, но не испытывал к нему почтения, как к духовному Учителю.

Одного дня кто то из друзей предложил Дэванараяну принять посвящение в Крийя йогу у зятя. Услышав это, тесть разразился хохотом, тем самым демонстрируя, что это бы была большая глупость. Затем он отправился в свой любимый храм и увидел, что на Лангаме Шивы появилось лицо Лахири Махасайи. Сначала он решил, что это галлюцинация, но когда он посещал другие храмы, то на всех Шива Лингамах он видел лицо Лахири. Этого хватило, чтобы на следующий день Дэванараян пришел к своему зятю и попросил инициацию в практику Крийя йоги. Лахири Махасайя с удовольствием инициировал его в практику Крийи. Тесть оказался очень преданным учеником, именно он первым начал называть Учителя «Йогирадж».

Тяжело судить о реализации йога, исходя из поступков, которые он совершает, поскольку множество процессов происходят внутри сознания. То, что мы можем увидеть или услышать, на самом деле лишь верхушка айсберга. Все мистические и загадочные события, которые произошли с Лахири были ни чем иным, как ответом на потребности учеников и определенным духовным уроком, из которого они могли извлечь бесценный опыт. Чудеса Лахири Махасайи совершаются по сей день среди его искренне преданных последователей.

В 1895 году Лахири Махасайя сильно заболел. Появился огромный нарыв на его спине и Лахири отказывался его удалить. Ученикам он сказал, что должна найтись причина для ухода тела. Он знал, что его задача в этом мире сделана и ему пора уходить.

Свами Шри Юктешвар Гири

Свами Шри Юктешвар Гири (1855—1936), индийский Джнянаватар, «Воплощение Мудрости», гуру Парамахансы Йогананды и парамгуру крийябанов — членов Братства Самопознания.

По настоянию учителя Лахири Махасайи, Махаватара Бабаджи, написал «Святую науку» — трактат о фундаментальном единстве христианских и индуистских писаний. Обучал Парамахансу Йогананаду, готовя его к осуществлению его мировой духовной миссии — распространению крийя йоги. Йогананда рассказывает о жизни Шри Юктешварджи в «Автобиографии йогина».

Прийя Натх Карар (Шри Юктешвар) родился в Серампуре в 1855 году. Его отец был богатым коммерсантом, который оставил Шри Юктешвару некоторое наследство в виде родового дома, нескольких участков земли, благодаря которым, Шри Юктешвар был независим финансово.

В родовом доме он создал один из своих ашрамов. По словам самого Шри Юктешвара, в молодости, он не уделял особого внимания учебе, поскольку считал это занятие весьма скучным.

С наступлением зрелости, он принял обязанности домохозяина. У Шри Юктешвара была дочь. После смерти жены и замужества дочери, Прия Натх вступил в орден свами, где и получил имя Шри Юктешвар.

Гири - это название ордена свами. Далее его обучением занимался Лахири Махасайя. Шри Юктешвар – гуру Йогананды, очевидно, был самым великим учеником Лахири Махасайя. Он тоже творил чудеса.

В своей жизни он встречал Бабаджи три раза. При первой встрече Шри Бабаджи начал разговор на тему, которой он уделял особое внимание. По его мнению, между предприимчивостью Запада и духовностью Востока. Индии есть чему поучиться у Запада в области материального развития, а Восток, в свою очередь, мог бы научить Запад тем методам, которые смогли бы поставить религию на йогические основы. Бабаджи считал, что в Америке и Европе живут потенциальные святые, которым предстоит проявить себя.

Позднее Шри Бабаджи наставлял Юктешвара во время написания книги «Святая наука», раскрывая единство, лежащее в основе христианских и индийских священных книг. Бабаджи так же сообщил Шри Юктешвару, что отправит ему со временем ученика, которому в последствии выпадет роль моста между Востоком и Западом. Этим учеником стал Парамаханса Йогананда.

Парамаханса Йогананда (1893 - 1952)

Самым одаренным и любимым учеником Шри Юктешвара был Парамаханса Йогананда. Мукунда Лал Гхош (в будущем Парамаханса Йогананда) родился в Горакхпуре 5 января 1893 года.

Когда Йогананда был еще грудным младенцем, Бабаджи сказал, Юктешвару что он пришлет ему ученика для распространения йогических знаний на Западе. В 1920-м году Йогананде было поручено отправиться на работу в США. Он испытывал тревогу, покидая родную землю и отбывая в царство материализма на Запад. В ответ на продолжительные молитвы Йогананды Шри Бабаджи постучал к нему в дверь и подтвердил, что именно он является учеником, посланным Юктешвару для обучения йоге на Западе, и дал ему свое благословение на путешествие.

В Америке Йогананда основал организацию «Общество Самопознания» и построил с помощью многих преданных несколько центров. Йогананда практиковал Крийя-Йогу и передавал эту технику своим ученикам в США и всем, кто приходил к нему как к Гуру.

Фактически, именно благодаря Парамахансе Йогананде мы обязаны тем, что о Бабаджи узнало очень много людей по всему миру. Эта книга подобна ветру, который уносит семена цветов на огромные расстояния. Попадая в благодатную почву человеческих душ, семена прорастают и раскрываются прекрасными цветами истины простоты и любви по всему миру.

Очень часто можно слышать споры по поводу того, что Бабаджи описываемый Йоганандой и Бабаджи в воплощении 1970-1984 г.г. это разные личности. Бабаджи в книге Йогананды передавал крийя-йогу, Бабаджи в Хейракхане учил иным практикам. Отсюда споры между последователями ветви Лахири Махасайя – Йогананда и последователями Хейракханди Бабы.

Скорее всего, все же это одна и та же личность. Шри Махендра Баба проделал огромную работу для того чтобы прояснить этот вопрос еще до последнего воплощения Бабаджи в Хейракхане. Вывод сделанный Махендрой Бабой – Бабаджи в книге Йогананды и Хейракхан Баба – это одна и та же сущность проявлявшаяся в разное время в разных телах. Впоследствии, Бабаджи сам неоднократно подтверждал этот факт, когда ему задавали подобные вопросы.

По большому счету, все споры на эту тему, это всего лишь божественная лила. Те кто хотят спорить, всегда найдут повод. Те, у кого личное, эго на первом месте, те кому важна не суть учения, а осознание себя в русле «самого правильного» учения, всегда будут доказывать друг другу, что именно они принадлежат к ветви «того самого Бабаджи».

Если же пристальнее взглянуть на то, чему учил Шри Юктешвар, получивший передачу от Лахири Махасайя, Йогананду и сравнить с тем, чему учил Бабаджи на протяжении 14 лет, то станет понятно, что суть учения одна.

Парамаханса Йогананда покинул тело 7 марта 1952 года в Лос-Анджелесе (Калифорния) на банкете в честь посла Индии Бинея Р. Сена. Приведенная выше фотография сделана фотографом за полчаса до махасамадхи великого йога.

Вернуться

2010-10-13 11:51:12